[size=12]I. Общие психологические проблемы.
1. Большой объём задуманной идеи. Проще говоря, что-то вроде «я задумал весь сюжет, я даже знаю, какими будут главные герои и как это всё кончится, но это такой объём! Я никогда в жизни не напишу столько...»
Есть такая замечательная пословица: «путешествие в тысячу миль начинается с одного шага». Ни в коем случае не пишите роман или даже повесть, не стоит пугать себя, других и собственный MS Word сотнями страниц сплошного текста. Напишите сначала простенькую зарисовку одного героя. Если у вас эпическая сага о том, как герой после долгих-долгих приключений по всему миру спасёт родную страну и сделает ещё массу других дел, начните с простого описания героя. Как он идёт по дороге, подходит к какому-нибудь городу, как выглядит, какое впечатление производит на жителей и прочее. Если герой не путешественник, а живёт в квартире, начните с простого путешествия в магазин, школу или университет, потому что прежде всего с героем надо познакомиться. Затем подумайте чуть-чуть вперёд: какое деяние его ждёт дальше? Нет, не все те подвиги, которые маячат у него на горизонте, а один-единственный поворот судьбы, который толкнёт его эти подвиги совершать. Герой попадёт в переплёт? Встретится с кем-то и влюбится с первого взгляда, а потом решит попробовать узнать о предмете своих воздыханий побольше? Героя отправят с каким-нибудь поручением? Любая эпическая сага или любовный роман начинаются, прежде всего, с героя, а потом с первого шага, который этот герой делает по дороге своей судьбы. Все красочные предисловия и прочие побочные истории можно будет дописать потом, начните с самого важного — с вашего героя. После того, как герой сделал один шаг, подумайте, куда он сделает второй. Шаг за шагом родится пресловутый большой роман, который вас так пугал, вы и оглянуться не успеете! Дело просто в том, что повествование затягивает, и рано или поздно вы словите себя на том, что вам самим не терпится описать очередной виток сюжета в жизни ваших героев.
2. Замороженный проект. Вы писали фанфик, писали, целых три месяца писали — а потом наткнулись на какое-то препятствие, и повествование зависло, оборвавшись на середине, хотя что-то внутри зудит о том, что дописать обязательно надо.
Если вы не хотите испортить вашу задумку, не выжимайте из себя продолжение. Написанное «из-под палки» очень редко бывает интересным и складным, герои не терпят обращения с ними как с куклами, которых нужно обязательно привести к счастливому или не очень счастливому финалу. Поверьте, рано или поздно продолжение придёт к вам само, достаточно лишь не забывать о вашем фанфике и время от времени о нём думать, ловя ниточку вдохновения. Чрезвычайно помогает перечитать оборванное произведение через некоторое время — вполне возможно, что руки зачешутся дописать ещё кусочек, и даже если снова потом будет ступор, рано или поздно он исчезнет, если произведение вас захватило. А если оно вас не захватило, то, возможно, захватит позже или поможет родиться другому произведению на его основе. Помните, Стивен Кинг писал свою серию «Тёмной Башни» более тридцати лет, но прекрасно справился с задачей
3. Неверие в свои силы. Что-то наподобие «я написал произведение, оно закончено, но там такой дилетантский язык, и вообще это моё первое творение, не кидайте тапками, я исправлюсь...»
Относитесь проще как к своим писательским талантам, так и к критике в ваш адрес. Никто ещё не видел повара, приготовившего своё первое в жизни блюдо на уровне шикарного ресторана экстра-класса. Все начинают с тренировок, с проб и ошибок, у кого-то этих ошибок больше, у кого-то меньше, но это не значит, что у вас не получится стать мастером-поваром, даже если ваше первое приготовленное блюдо безбожно пересолено. Складный язык повествования не появляется из ниоткуда, равно как и интересный сюжет с продуманными качественными героями. Не торопите события и не теряйте веру в себя, ваша вера вам ещё пригодится.
4. Критика. Очень часто критика отбивает желание не просто продолжать писать, а писать вообще, и даже не важно, от кого эта критика исходит — от постороннего человека, от близкого друга или от вас лично в адрес вашего творения.
В первую очередь, стоит напомнить себе, что критика — это всего лишь субъективное мнение. Критика не является приговором вам как писателю или вашему фанфику как неудавшемуся эксперименту, она всего лишь отображает чьё-то мнение, и не более того. К критике других людей стоит прислушаться — безусловно, в ней вполне может быть рациональное зерно, но нельзя позволить ей задушить ваше вдохновение, ведь даже если рассказ не очень удался, это ещё не значит, что вы не напишете в будущем гораздо лучше и понятнее. Сложнее с собственной критикой, когда фанфик кажется изначально неинтересным и глупым вам самим, от неё так просто не отмахнёшься, тут уже поможет только осознание того, что даже самый плохой, коротенький и простенький фанфик кому-то понравится, любое творение способно найти своего читателя. Даже если большинство читателей в конце концов будет согласно с вашим внутренним голосом критики, ваше творение всё равно достойно жизни, ибо оно вас как минимум многому научило и послужило ступенькой в будущее, камнем в фундамент вашего дальнейшего творчества. Кто знает, возможно, позже вы это переработаете в большую и популярную повесть? Известно множество случаев, когда писатели не отшлифованную и, с их точки зрения, глупую работу забраковывали, а потом она получала неожиданный успех даже в таком недоработанном виде. К примеру, Сергей Садов, написавший замечательную и неожиданно поучительную трилогию «Рыцарь ордена», признаётся в предисловии, что книга очень долго лежала недоработанной и только совершенно случайно после выставления в интернет стала набирать популярность даже в таком недоработанном варианте, а те же читатели позже помогли вычитать все ляпы, после чего книга была издана.
Не позволяйте собственной неуверенности в себе повредить истории, рождающейся из-под вашего пера. Судьба вашего творения в ваших руках!
5. Ориентация на читателя. Проще говоря, заранее ориентируясь на какую-то направленность или какой-то сюжет, автор позже замечает, что получается нечто совершенно другое. Автор в упоении пишет рассказ, предвкушая горячую юрийную сцену между двумя девушками, но по ходу повествования девушка застревает у какого-то молодого человека, увлекается им, после чего описание каким-то образом плавно переходит на описание этого самого молодого человека и его друга, а заканчивается это всё романтичным яоем, игнорируя девушек. Упс.
Самый лучший совет — пишите, что получается. Если один герой не желает никак сходиться с другим, то не заставляйте его, вы же чувствуете, что герой не желает подчиняться сюжетной линии, раз уж такая проблема вообще возникла. Если вы всё же полны решимости завершить фанфик именно так, как задумали, но чувствуете, что не пишется так, как надо, переберите созданный вами сюжет заново и подумайте, при каких обстоятельствах герои всё же согласятся на то, что вы им заготовили. Один герой не желает довериться другому? Пусть оба попадут в замкнутое помещение на день или в плен, если у вас фэнтезийная история. Будьте уверены, через энное количество времени герои на стенку полезут от скуки, и уж точно начнут общаться друг с другом доверительнее, ибо больше в запертом пустом помещении делать нечего. Ну, почти нечего, но для этого надо, чтобы герои доверяли друг другу или как минимум испытывали друг к другу симпатию...
Не ориентируйтесь на что-то конкретное, позвольте повествованию и героям жить своей жизнью, а чтобы сохранить задуманную сюжетную линию, стоит лишь умело подтолкнуть героев в нужном направлении. Тогда в вашем повествовании будет гораздо больше логики и не возникнет вопросов, с какой радости, например, оба героя бросились друг другу в объятия или ринулись убивать друг друга. На все события должна быть не только воля автора, но и самих героев, у них ведь есть собственный характер и, соответственно, собственные мотивы поступков. А задуманный вами сюжет... он не слишком-то пострадает, если герои решат его поменять по своему усмотрению.
II. Проблемы сюжета и идей
Сильное вдохновение от игры, книги или фильма. Часто просмотренное или прочитанное настолько вдохновляет, что руки чешутся написать что-нибудь, но не фанфик, а что-то своё, где будет только парочка идей из того, что вдохновило.
Обычно такие идеи очень редко по-настоящему захватывают читателя, поскольку читать ориджинал про каких-нибудь хаджитов и эшлендеров с соответствующим антуражем по меньшей мере странно, если знать первоисточник — игру «The Elder Scrolls 3: Morrowind». То же самое относится к многочисленным историям про вампиров по имени Лестат и прочих знаменитостей, обретающих новых спутниц/спутников и ввязывающихся в разнообразные приключения. Даже в старые богами забытые игры кто-то играл, и, к примеру, антураж летающих лестниц и кровавых бассейнов Онейроса могут узнать, что значительно обесценит самобытность вашего произведения, если, конечно, вы полностью скопируете этот мир и просто отправите путешествовать там вашего героя, а не измените общую концепцию. Существует очень тонкая грань узнавания существующих популярных героев и ситуаций, и к переиначиванию чего-то, вдохновившего на писательство, стоит относиться осторожно. Для того, чтобы не получилось плагиата, надо всего лишь отпустить воображение на волю и позволить ему выйти за рамки того, что вдохновило, после чего просто помнить, что вы пишете свою историю, которая далека от прототипа. Впрочем, если вы прочитали книгу про путешествия во времени и захотели написать что-то похожее, это совсем не будет относиться к плагиату, ибо будет взята слишком общая идея, другое дело, если вы скопируете примерную сюжетную линию или героев прочитанной книги. Разумеется, не все читатели читали ту же книгу, что и вы, но такие обязательно найдутся — вы же где-то её откопали?
Есть, конечно, исключения из этого правила — например, трилогия Алексея Пехова «Хроники Сиалы», написанная автором под впечатлением довольно знаменитой игры «Thief», на данный момент насчитывающей три части. Главный герой (даже его имя) и антураж взяты из игры, автор сам об этом сообщает, но, тем не менее, повествование хоть и писалось по мотивам игры, всё же быстро обрело самобытность и является законченным самостоятельным хорошим произведением. Автор убил двух зайцев — книга интересна сама по себе, а фанаты серии игр «Thief» и подавно в восторге, но это требует большого опыта и способности при созданном антураже отойти от оригинала, значительно расширяя его. Да и чаще всего гораздо интереснее создать что-то своё и самому устанавливать там свои правила, чем переиначивать чужое Поэтому, если у вас всё же получается что-то, слишком близкое к тому, что вас вдохновило — смело пишите фанфик, а не ориджинал, и ни о чём не беспокойтесь. Можно поставить много предупреждений вроде АУ (альтернативная вселенная), и писать что душе угодно. Собственный мир вы ещё успеете придумать, а фанфик хороший может пропасть.
III. Стереотипы
Незыблемость определённых стереотипов, сложившихся с течением времени, является довольно спорным вопросом. Когда автор пишет про каких-либо мифических существ или про что-то, что является общепринятым, он порой отклоняется от стереотипов и пытается создать что-то своё, ломая рамки догм, в этом случае существует сразу несколько подводных камней, о которых стоит помнить.
1. Стереотипы уже сложились. К сожалению, это факт, и если вы решили создать что-то своё, то так или иначе все читатели будут оглядываться на общепринятую норму, невольно сравнивая ваше творение с так называемыми «правилами». Проще говоря, если ангела в рассказе сделать рогатым, злым и с кожистыми крыльями за плечами, это создание вряд ли можно назвать ангелом, а низкорослого горбатого карлика не обозвать высокородным утончённым эльфом. Если вы, например, захотели создать своих особенных эльфов, вам так или иначе надо оглядываться на стереотип, сложившийся тем же «Властелином колец». Очень трудно создать эльфов, прекрасно стреляющих из лука, высокомерных, благородных, отлично музицирующих и слагающих стихи, ловких, быстрых, но при этом уродливых до безобразия, клыкастых и говорящих рычащим низким голосом похлеще орков. Нет, разумеется, создать таковых можно, но это вызовет банальное несоответствие в голове читателя, попросту затрудняющегося представить себе такого эльфа. Если вы попытаетесь сломать стереотип, взяв почти всё общепринятое, но заменив пару черт (обычно внешних) на противоположные, читатели в лучшем случае всё равно ассоциативно будут представлять тот образ, который им привычен, а в худшем завалят вас критическими замечаниями по поводу того, что вы игнорируете привычные правила, пусть даже они и негласные.
Однако, тут уже всё упирается в обратную сторону медали стереотипов...
2. Стереотипы созданы для того, чтобы их ломать. Несмотря на то, что они уже сложились, они всё же не являются законами физики, и их можно и нужно преодолевать. Например, возьмём образ уже вышеупомянутых эльфов: можно создать низкорослых услужливых домовых эльфов-слуг, как сделала Дж. Роулинг в «Гарри Поттере», и это ничуть не сломало никаких стереотипов — скорее, появился новый, поскольку он никак не соприкасается с образом эльфов из того же «Властелина колец». Можно ангелов сделать жестокими, а демонов склонными прощать, это может быть прекрасно обыграно, и никто не посмотрит ни на какие стереотипы, сложившиеся с течением времени. Любой эксперимент со стереотипами может обернуться невероятным успехом, и если вы не попробуете, вы никогда не узнаете, насколько необычными и самодостаточными получились у вас описанные существа или явление. Понятие магии, например, от различных авторских экспериментов разрослось настолько, что всех направлений уже и не упомнить — стихийная магия, рунная, шаманская, астральная, ментальная и так далее, не считая разнообразных плетений и прочих способностей, подобных магии.
Если вы создаёте своих особенных существ, то так или иначе вы их опишете похожими на что-либо, без сравнений невозможно описать что-то новое. Например, живолап — это крупное животное размером с телёнка, с лягушачьей мордой и телом ящера с мощным длинным хвостом, а ангел — это призрачная тень в серебристой одежде с едва заметным мечом на поясе. Если вы в повествовании почаще будете упоминать отличительные черты вашего создания, например, призрачность и едва слышный голос ангелов, то рано или поздно в голове у читателя сложится верное представление о том, кого вы создали, и все ассоциации отойдут на второй план — если, конечно, созданные существа достаточно самобытны.
Резюмируя всё вышесказанное о стереотипах, сделаю вывод: на стереотипы стоит оглядываться, но не стоит полностью идти у них на поводу. Творчеству и фантазии тесно в каких бы то ни было рамках, и стоит дать им волю, этим вы откроете двери новым идеям и необычным образам. Если бы авторы не экспериментировали со стереотипами, вампиры у нас бы остались бессловесными кровососущими тварями, а эльфы — маленькими лесными духами из кельтской мифологии.
IV. В заключение
Самый лучший способ сделать повествование живым, если герои ещё не начали сами нудеть у вас над ухом и лично сообщать каждый свой шаг — это поставить себя на их место. Пусть вы не обладаете качествами ваших героев, но вам гораздо проще будет просто сделать скидку на эти качества и обстоятельства. Поставив себя на место героя, вы вряд ли сделаете героя неадекватным или просто суперменом, а наоборот добавите ему естественности и человечности, что всегда будет только плюсом. На героя падает инопланетный шаттл или несётся обезумевший медведь? Позвольте ему перепугаться до смерти, струхнуть, отшатнуться, а потом прижать руку к груди в попытке успокоить бешено колотящееся сердце. И пусть позавидует другому герою, который видит падающие шаттлы каждый день и нисколько их не пугается. Живые короткие эмоциональные зарисовки оживят любое повествование, в каком бы жанре оно ни было написано.